вверх
Пролог

Славяно-русский Пролог по древнейшим рукописям

Тексты, источники, комментарии


Краткая редакция


Соф-2 ("Софийский", вторая часть)

РНБ, Софийское собр., № 1324.
Содержит только «Слова» и поучения, обычно следующие в Прологе краткой редакции за житиями.
Л. 161–234, 242–317 (на лл. 235–241 находятся вставки XV в.). Чтения за 1 сентября – 29 февраля с двумя небольшими лакунами 11–13 декабря и 2–3 января.
Отсутствуют следующие статьи: 19 декабря «Св. отцов Авраама, Исаака, Иакова» (Климент Охридский); 26 декабря память Давида, Иосифа, Иакова (на этот день перенесено с 5 января «Слово Мины монаха»); 1 февраля «Слово о милостыне св. Венедикта» (писец пропустил также дату 1 февраля). 29 февраля в КрР два учительных текста, второй из которых писец Соф-2 отнес на 30 февраля. «Слово о юноше, ковавшем крест» 23 сентября писец пропустил; затем оно было вставлено другим писцом в середину «Слова о некоем игумене» 24 сентября.
Соф-2 написана новгородцем. А.А. Гиппиус и О.П. Шевчук отождествляют почерк писца этой рукописи с почерком Тимофея пономаря, написавшего Л [Гиппиус; Шевчук 2007]. Однако в орфографии Л и Соф-2 есть значительные различия, см. об этом [Шевчук 2007, 2007а].

Л ("Лобковский")

ГИМ, собр. Хлудова, № 187.
148 л. Чтения за 1 сентября – 29 февраля. Множество лакун (в общей сложности пропущено около 90 дней, то есть половина полугодия; в том числе нет почти всего ноября).
Состав поучений и «Слов» стандартный для КрР, единственное отклонение – память блаж. «Елезвоя» 24 октября (характерна для ПрР; в КрР, как правило, отсутствует).
Лобковский Пролог – новгородский памятник. О его грамматических особенностях см. Шевчук, о писце этого Пролога Тимофее пономаре – [Гиппиус].


П ("Псковский")

РГАДА, собр. Синодальной типографии, № 156. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
176 л. Чтения за 6 сентября – 31 января. Лакуны подробно описаны в каталоге (примерно 70 дней) [Каталог ЦГАДА 1, 102–104]. «Устав нескольких почерков» [там же, 102].
Состав поучений и «Слов» стандартный. Нет только следующих текстов: 8 сентября «Слова о мурине сечце»; 27 ноября «Слова да не осужаем мнихов»; 19 декабря «Св. отцов Авраама, Исаака, Иакова» (Климент Охридский); 2 января «Сказания Христова пришествия к морю». «Слово от патерика» 20 января перенесено на 24-е, а «Поучение Иоанна Златоуста о милостыне» 24 января отсутствует.
Тип 156 – псковская рукопись. Впервые на это указал В.Б. Крысько [ВЯ 1998 № 3], подробно диалектные особенности этого списка в сравнении с Л рассмотрены в работе О.П. Шевчук.


С ("Синодальный")

ГИМ, Синодальное собр., № 239.
Согласно записи писца датируется 1313 г. Пролог написан для монастыря св. Климента на Завеличьи. По наблюдениям В.В. Калугина и Е.В. Горской, большая часть кодекса переписана Козьмой Поповичем, несколько листов – его отцом псковским священником Андреем Микулинским. Перу этих писцов принадлежат, по крайней мере, еще три рукописи, в том числе пролог из Типогр. собр. РГАДА № 177 за мартовскую половину года [Калугин; Горская]. Е.В. Горская исследовала графические системы писцов и выявила их диалектные особенности [Горская, 15–21].
210 л. Чтения за 1 сентября – 29 февраля; 8 небольших лакун (всего утрачено около десятка листов). На особенности состава житийного раздела Пр 1313 (в т.ч. на изменение заг. житий при их сокращении), а также на его русские памяти указала О.В. Лосева [Лосева 2004].
Состав «Слов» и поучений стандартный; отличие – «Слово о видении св. Иоасафа» (18 ноября; из Жития Варлаама и Иоасафа) без начала (встречается не во всех прологах КрР; вероятно, заимствовано из ПрР). Только в этом прологе под 6 января есть «Слово св. отец о кресте» (ср. Мерило Праведное, Тр. 15, л. 346–346 об.).


Тп154

РГАДА, собр. Синод. типографии, № 154. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
202 л. Чтения на 1 сентября – 2 декабря, 14 декабря – 16 января, 23 января – 10 февраля.
Состав. Память убиения Глеба 5 сентября только в виде заг.; 28 сентября имеется заг. памяти Вячеслава Чешского (что нехарактерно для КрР); память освящения св. Софии 4 ноября (заг.) [Каталог ЦГАДА 2, 233–236].


Тп155

РГАДА, собр. Синод. типографии, № 155. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
182 л. Чтения на 20 сентября – 15 февраля. Внутри сохранившейся рукописи лакун нет. Вероятно, конволют, как и Тп163 (два поквартальных списка) – на л. 86г заканчивается притча 30 ноября, на л. 87а начинается декабрь (вероятно, другой почерк). А.А. Покровский считал, что 1-я часть рукописи написана в Новгороде, а затем дополнена в Пскове («псковским почерком») [Покровский, 79]. На л. 44 половина столбца «а» дописана другим почерком – здесь заг. памяти «Елезвоя» и «Слово о неосуждении» 24 октября; столбец «б» пустой, на нем поздние пробы пера; столбец «в» и далее – тот же почерк, что был раньше.
Состав. «Слово св. Андрея о милостыне» 12 октября и «Слово о мздоимцах... Антиоха» 13 октября писец поменял местами. 8 ноября есть «Слово о Иоанне огороднике». Отсутствуют следующие учительные тексты: 18 ноября «Слово о видении Иоасафа»; 27 ноября «Слово да не осужаем мнихов»; 19 декабря «Св. отец Авраама, Исаака, Иакова» (Климента Охридского); 2 января «Сказание Христова пришествия к морю»; 5 января Мины мниха (из «Лествицы»).
Диалектные особенности. Цоканье имеется в обеих частях, но в первой части меньше, почти нет (в частности, его нет в слав. памяти освящения храма Софии в Киеве 4 ноября): л. 12а вдовичамъ; 12б быста цэлэ... рyчи и нози; 28а сконцасѧ; 76б старча; 76в старча; 81а къ четыремъ колчемъ; 85г старчю; во второй части больше: л. 89а образъ влŤдценъ, образа влŤдцьнѧ; 89б о концини; 99г сконцасѧ; 141б оболцена, сконцанэ... слyжьбэ; 157а сконцастасѧ, стŤыя вдовича (род. ед.); 157б сиче, стареcђ, старечь; 159а вторичею, извлеце; 159б красночветyща, в алцьбэ и в пощении облэдэвша, плацющи. Новгородский рефлекс *zdj и *zgj в виде -жг- в первой части отсутствует: л. 12а пригвождена; 28а бездожию бывшю, одожди; 50г пригвождени; 59а одождити, дождь, дождь; во второй есть: л. 99в бездожги¬, о бездожъгиi; 141в в дожгь.


Тп157

РГАДА, собр. Синод. типографии (ф. 381), № 157. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
145 л. «Устав нескольких почерков» [Каталог ЦГАДА 2, 224]. Л.А. Коробенко высказывает предположение, что в написании этого пролога (а также Тп159) принимал участие псковский писец Явило [Коробенко, 75].
Чтения на 1 сентября – 25 февраля. Лакуны подробно описаны в каталоге: 20 сентября – 5 ноября; 6–9, 11–14, 15–16 ноября; 27 декабря – 17 января; 9 февраля (утрачен 1 лист); 19–20, 21–23 февраля; 25 февраля рукопись обрывается. Всего утрачено около 80 дней полугодия.
Состав поучений и «Слов» стандартный; 18 ноября есть «Слово о видении св. Иоасафа» (= С и ПрР).
Рукопись известна двумя своими записями XIV в. о преставлении в Пскове князя Всеволода Мстиславича (1137 г.) и преставлении Андрея тверского епископа, опубликованы [Каталог ЦГАДА 2, 225].
Диалектные и орфографические особенности. Рукопись считается псковской (ср. выше мнение Л.А. Коробенко; имеет несомненную текстологическую связь с С – псковским прологом 1313 г.), однако случаев цоканья до л. 103 не обнаружено. В первом почерке ярко выражена редукция заударного «е»: вместо же, иже, ¬же часто пишется жь, ижь, ¬жь, ср. л. 4а прежь; 4б жь, възможь, ихъжь, якожь (3 р.); 7а ничтожь; 28а южь ва бэсъ поверьжь. Рефлекс *zdj в начале рукописи как -жд-: л. 37г пригвожденъ; 79б прегвождены; 80г въ бездождь¬ помолисѧ одъждити; только в конце появляется -жг-: 138г пригвожгенъ. Встречаются написания придъ вм. предъ (т.е. смешение приставок пре- и при- распространилось на предъ): л. 33г: придъложи, придъ всеми. Билабиальное произношение фонемы <в>: л. 15в на завътрьнюю и литургию. После согласных в начале рукописи очень часто (на некоторых листах почти всегда) пишется не юс малый, а «а» йотированное (по крайней мере, л. 1–15; реже на л. 25–31; спорадически встречается до л. 38). Встречаются окончания строк согласными. С л. 103 новый почерк (конец 17 января). Только здесь появляется цоканье, но довольно редко: л. 103б сестричиць; 104а wчŤю нашею; 107а поруцэную ¬мy црLђвь. Цоканье также в записи 13 февраля, сделанной другим почерком (здесь же новгородско-псковское *vj > vl’ > l’).


Тп159

РГАДА, собр. Синод. типографии, № 159. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
116 л. Рукопись с большими лакунами, подробно описанными в каталоге [Каталог ЦГАДА 2, 250–253]. Всего утрачено более 90 дней (половина полугодия); есть листы за сентябрь-ноябрь, а также несколько листов за 16–17 января, 28–29 февраля.
Л.А. Коробенко отождествляет почерк одного из писцов этой рукописи (всего в ее написании участвовали три писца) с почерком фрагмента пролога Фин 21 и считает, что это почерк псковского писца Явила (который переписал также Явилово евангелие Тип 2, прологи Тип 175 и Тип 179 за мартовскую половину года и др.; участвовал в написании пролога Тп157) [Коробенко, 75]. Вторым писцом Тп159, по ее мнению, был никто иной, как псковский священник Андрей Микулинский, переписавший вместе с сыном Козьмой несколько рукописей, в том числе прологов (среди них С). При этом два листа из шведских фрагментов (Ш-24) «были аккуратно вырезаны из рукописи Пролога Син. тип. 159» между листами 95 и 96, переписанными именно Андреем Микулинским; таким образом, его перу принадлежит и фрагмент Ш-24 [там же, 76–77]. Если это предположение верно, то надо добавить, что были вырезаны не два листа, а большее количество, так как л. 95 об. обрывается на «преставлении Варлаама Хутынского» 6 ноября, а 1-й лист Ш-24 начинается с середины 3-й памяти 7 ноября (т.е. между ними пропущено, вероятно, 2 листа); аналогично 2-й лист Ш-24 обрывается заголовком 4-й памяти 9 ноября (мч. Ореста), а л. 96 Тип 159 начинается с середины «Чуда Иоанна Златоуста об Архелае» в этот же день (на пропущенном между ними одном листе должны были разместиться память Ореста и начало «Чуда», что вполне возможно, учитывая крупный почерк писца).
Состав. 8 сентября отсутствует «Слово о мурине сечце» (= П); 18 ноября есть «Слово о видении св. Иоасафа» (= C).
Диалектные и орфографические особенности. Случаи цоканья есть, но относительно мало (в 1-м почерке не найдено): л. 48в третичею; 49г вэнца¬ть (рядом вэнци); 59Аб животъ свои сконьца; 64г w кунолюбчихъ; 66в яже въ члчBђехъ суть; 66г концину; 71в на wдръ разбоиниць, грэхы разбоиница, рукописания разбоиница; 76в лучь слнŤцьныхъ; 88в назнаменаша на целе ¬и; 94б–в цэлѧдь всю пусти на волю. Псковско-новгородский рефлекс *zdj = -жг- в 1-м почерке отсутствует: л. 26б пригвожденъ; далее встречается: л. 44в пригвожгена; 60б бездожгию бывъшю помолисѧ бŤу и wдъжги; 68г пригвожгено; 83в пригвожгени; 114б пригвогженъ (так!). Встречается написание заднеязычных с «ы» (погыбэль, хытрость) и с «и» (л. 56г хитрости).


Тп160

РГАДА, собр. Синод. типографии, № 160. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
190 л. (л. 90 вклеен неправильно, должен идти после 94-го). Почти полный список: чтения с 1 сентября по 28 февраля с одной лакуной с конца 26 по начало 28 февраля; 29 февраля отсутствует.
Состав сокращенный (как в житийной, так и в учительной части). Среди «Слов» и поучений отсутствуют: 1 сентября «Слово от Лимониса о Аммоне дьяконе»; 8 сентября «Слово о мурине сечце»; 8 ноября «Слово о Иоанне огороднике»; 27 ноября «Слово да не осужаем мнихов»; 9 декабря – «Поучение на зачатие св. Богородицы»; 13 декабря «Слово о первых мнисех и о последних и о нынешних»; 19 декабря «Св. отцов Авраама, Исаака, Иакова» (Климента Охридского); 2 января «Сказание Христова пришествия к морю» (= Соф-2); 5 января «Мины мниха» (из Лествицы); 20 января «Слово от патерика»; 1 февраля «Слово о милостыне св. Венедикта». 18 ноября есть «Слово о видении св. Иоасафа», но нет «Слова о смирении егоже боятся бесы».
«Устав нескольких почерков; на л. 176А–180Г менее каллиграфичен, имеет наклон вправо» [Каталог ЦГАДА 2, 240]. Л. 86 об. писал, вероятно, малограмотный писец или ученик (ошибки; бытовое письмо – «о» вместо «ъ»), ср.: да бы ¬го никтоже видло ни обадило к црŤю; нача павла апTђла сказати¬ псати; сквежиною; тогда проклъ въста рець иди в домъ свои.
Диалектные особенности. Рукопись новгородско-псковская. Случаев цоканья среднее количество: л. 16а въскрица глŤѧ; 20г ти тако сконцасѧ; 21в съ треми своими дцерми, поя три дцери, крTђтисѧ съ дцерми своими (но л. 28г дщери); 22б притцю сию; 28в чюяше яко члŤвцью носѧ тѧготy; 30а очепи [уже] о шии сво¬и; 31г притца; 34г пртDђцею (т.е. Предтечею); 36в бѧше... рець о уристании; 48б очта (род. от оцьтъ); 57б оцŤьство; 61б въцини мэсто; 77б МцŤнича фесалоникии; 97б оцTђьскыхъ; 100а притца; 104б хытричемъ; 117б въчлŤвцени¬, пррцтвова (без титла); 142а бесконецно¬ црTђтво, пррPђцьского; 142б члвŤца смерть; 150а сконцавшихсѧ; 178г старечь; 179б рчи; 184а пррTђцьствова, сконцасѧ. Рефлекс *zdj = -жг-: л. 23а пригвожгенъ; 30а ижгенy вонъ (ср. С ижену вънъ); 33а пригвожгена; 46в бездожгию бывшю помоливсѧ одожги; 51г пригвожгено; 112в въ бездожь¬ помоливсѧ одожги; 184а–б бездожью бывшю дожгь сведе. Шоканье: л. 21б свѧшелце (16 сентября, «Слово от Лимониса о Дорофее поустыннике»). В славянском источнике (Тр37, 236): дровьнааго зелия съвѧслеце (leptolac£nwn dšma «пучок зелени»), текст есть также в ПНЧ (Чуд16, л. 145в): свѧсла. Съвѧсльце – уменьшит. от съвѧсло (ср. съвѧзати) «пучок». В словарях это слово зафиксировано одной цитатой из Пролога и одной из ПНЧ (Срезн, т. 3, 686, то же СлРЯ, вып. 23, 205). Слово свѧшельце, однако, встречается в нескольких списках пролога (ср. ниже); следовательно, часть написаний с шоканьем принадлежит не писцам рассматриваемых рукописей, а их антиграфам (антиграфу?). Мена э: л. 12а бэ никто именемь ияковъ; 12а–б видэвше ницэи бŤа не боящесѧ; 18а ницэи глŤть; 19б тризвэни¬ (вм. трэзвэни¬); 30г свидительствyющю дхŤy стŤмy; 51г творѧще ¬мy никия лихыя образы; 57в на древэ обисивъ (Соф обэси); 77в о мyжи ицэлившемь; 126г и 129г мнихъ никии; 127в быTђ никто вълхвъ; 180в жребии гришьника. Новгородизм – предлог у перед гласным в виде ув: л. 116а ув одра ¬го. Ср. в новгородских грамотах [Зализняк 2004, 555, 630, 640, 655–656].


Тп162

РГАДА, собр. Синод. типографии, № 162. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
Смешанная или особая редакция.
265 л. Чтения с 1 сентября по 29 февраля. Лакун нет. «Устав нескольких почерков» [Каталог ЦГАДА 2, 248].
Учительный раздел в начале (примерно до середины октября) переписан со списка ПрР (или сверен по нему), так как отсутствует весь комплекс разночтений, характеризующий КрР; с середины октября все разночтения соответствуют КрР. Житийные тексты при этом всегда соответствуют КрР.
Состав. Среди «Слов» и поучений отсутствуют: 1 сентября «Чудо св. Симеона о прозвутере»; 7 сентября «Слово от Лимониса о подвиге», 8 сентября «Слово о мурине сечце»; 13 сентября «Поучение перед Воздвижением»; 27 ноября «Слово да не осужаем мнихов»; 9 декабря «Поучение на зачатие Богородицы»; 2 января «Сказание Христова пришествия к морю»; 5 января «Мины мниха»; 1 февраля «Слово о милостыне св. Венедикта»; 29 февраля «Слово о монахе Льве».
7 октября вместо «Слова св. Афанасия» читается «Слово о некоем ученике яко победи помышления не отшед без повеления старца и за то венцася от Бога» («старец етеръ в Вифаиде имеяше ученика искусна»); перенесено из пролога ПрР за 16 июля (Veder 7:52).
18 октября после «Слова о Флавиане» вставлено «Слово о милостыне яко дая милостыню нищему от Бога мзду прииметь за то» (источник этого текста не найден): Слышите слово о млTђтни и науцитесѧ добро творити. нищимъ и сyщимъ в темницахъ. посэщаите. да и сами млTђти сподобитесѧ... но паче украшаюсѧ симь. имже и вы црTђтва нбTђнаго наслэдници бyдете. си же помышлѧюще взлюблении. поищемъ млтTђнею спTђния своего. да вэчныхъ блŤгъ улyцити сподобiмсѧ.
8 ноября есть «Слово о Иоанне огороднике» на 2-м месте перед «Сказанием о чудесах архистратига Михаила»; 18 ноября есть «Слово о видении св. Иоасафа».
30 ноября после притчи Ефрема находится «Слово рече бо Господь не осужаите да не осужени будете» (эта статья перенесена из пролога ПрР за 28 июня, ср. [Гранстрем и др., 83]): Не въсхыщаите сyдбы снŤа бŤия. аще ли хощете быти сyдья. то сyди мыслию своя грэхы въ свэсти дŤша своея...
Таким образом, Тп162 – рукопись неординарного состава, ее писец обращался к прологам пространной редакции не только за сентябрьское, но и за мартовское полугодие.
20 февраля «Слово от Лимониса» во всех списках содержит две истории, в Тп162 они под двумя разными заголовками. «Слово о Ефросине мнисе» 23 февраля и «Слово о Иоане мнисе...» 24 февраля писец поменял местами.
Диалектные особенности. Цоканья много, даже в заглавии книги: КНИГА НАРИЧА¬мая прилогъ поцинаетсѧ; л. 35а мyцивъ, сконцасѧ; 38г отроца (имен.; 3 р.); 39б с процими мнихы; 41б многочэнны; 42б сконьцавши, чэлбы; 50в изyцисѧ всемy; 50г качэмь; 51а чвэта; 63в поцитая; 77б влацимъ; 78б каменьныхъ сэцэчь; 85а нароцита, уцини; 85а–б с процими; 85б процiхъ, сконцашаTђ; 108а цинy циноначалника, § циноначальникъ, съ циномъ, иного цина; 108г въкратчэ; 138а съскоци, облицити; 176г влацими (2 р.), полyцившю; 225б жерча, бŤословча.


Тп163

РГАДА, собр. Синод. типографии, № 163. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
Написан в 1356 г. согласно записи в конце ноября (л. 82г): В лэUђ .&¤Ť. §. ¿Ť. дŤ. написаны быша книгы сия. повелэни¬мь архи¬пTђпа новгороDскаго моисэя. а писали. леwнидъ. иосифъ. влчDни робѧта. вы же гдTђь¬. ¬гда кто коли чтеUђ. да аще гдэ бyдемъ описалисѧ. или престyпили. собою iсправѧще чтите. а наTђ мноCђ сгрэшьшиaђ. не клените. бŤа дэлѧ. аминь. Запись опубликована [Каталог ЦГАДА 2, 133].
192 л. «Устав нескольких почерков». «Вероятно, данная рукопись соединяет две отдельные, но близкие по времени книги: одна содержит проложные чтения на сент.-нояб., другая – на дек.-февр. На это указывает: размер столбцов (с л. 88 больше); запись писца находится в конце ноябрьских чтений; инициалы во второй части рукописи встречаются реже и выполнены в более простом варианте» [там же, 135].
Чтения с 1 сентября по 29 февраля. Небольшие лакуны подробно описаны в каталоге [там же, 133–134].
Состав. Среди «Слов» и поучений отсутствуют: 27 ноября «Слово да не осужаем мнихов»; 2 января «Сказание Христова пришествия к морю» (нет также в Соф-2, Сф1325, Тп160, Тп162); 5 января «Мины мниха» (нет в тех же списках); 1 февраля «Слово о милостыне св. Венедикта» (= Тп162). 18 ноября есть «Слово о видении св. Иоасафа».
Диалектные особенности. Согласно записи рукопись вышла из-под пера новгородцев. Примеров цоканья в 1-й четверти года (до л. 83) почти нет, во 2-й много: л. 13г реXђ ¬мy печисѧ браUђ; 26г не плацеши ли сѧ; 75а нацаша; 84а женьчемь; 86б творча; 89б чэна, чэнy; 90а птичамъ; 93б къ старчю; 98г мyци; 99б рчи ми; 107б пасѧше овчэ на горэ; 110б оцьскyю славy; 111в звэздоцетьцэ; 112г творчемь канономъ; 115в коваць; 119а мнэ же §ричающисѧ сего створити; 119в облици (аор., 3 ед.); 121в прŤрцни¬; 123б къ "д"Ťмъ кольчемъ; 126г творчю; 129б далеце; 130а наца; 134г по уличамъ; 136в оци ‘глаза’; 136г чюDђтворча; 165б тачими жертвами; 168г и 169а многочэньны; 171а чэлбy, чэлиться; 174г мнози старчи; 178а плаць; 183б чветyщимъ; 183в иконоборча; 190в дверча. Шоканье: л. 23в свѧшльце (см. выше об этом слове в описании Тп160). Мена э (в некоторых примерах мена обусловлена предвосхищением гласного в следующем слоге): л. 1г в гоDђ зэмы (C зимы); 18а нелипымь глTђмь (C нелэпымь); 22в свэдитель; 24б овдовивши; 31б сичiмь образомь; 33г поблэдиша; 39в нелипыми блѧдыи; 48в сэдѧщю ми никогда («и» исправлено на «ять»); 77б а тэло ¬го на блюдэ разъдробi и то изидосте («и» переправлено на «ять»); 122в ангiлъ; 139а ¬вангиль¬. Смешение приставок пре- и при-: 173б прикрTђтисѧ стŤымъ крTђтомъ; хощю сѧ прикрTђтити. Влияние мягкого варианта на твердый в о-склонении: л. 87г («Чудо о сарацине» 6 декабря) идеже бѧхy блюлэ ¬го, §пyстилэ, стреглэ.


Ув83

ГИМ, собр. Уварова, № 83.
Содержит только «Слова» и поучения, обычно следующие в Прологе краткой редакции за житиями.
82 л. Чтения за 1 сентября – 9 января. Лакуны: 2–13 ноября; 11–12 декабря; 31 декабря – 1 января.
Отсутствуют следующие учительные тексты: 1 сентября «Слово от Лимониса об Аммоне дьяконе»; 8 сентября «Слово о мурине сечце»; 26 октября «Слово о меркурии (кумеркарии)»; 27 ноября «Слово да не осужаем мнихов»; 6 декабря «Слово о милостыне...» из Лимониса; 9 декабря «Слово о нерадивом мнисе»; 13 декабря «Слово от патерика о первых мнисех и о последних и о нынешних»; 17 декабря «Слово о Даниле пророке»; 19 декабря «Св. отцов Авраама, Исаака, Иакова» (Климента Охридского). «Слова» Антиоха 29 и 30 декабря писец поменял местами.
Возможно, писец этого списка стремился к тому, чтобы в день было только одно поучение или «Слово». Два текста в день только 7 сентября («Слово от Лимониса» и «Поучение на предпразднество Рождества Богородицы»); 13 сентября («Поучение на предпразднество Воздвижения» и «Слово от патерика»); 14 сентября («Слово о двух старцах како спасоста блудниц» и «Поучение на Воздвижение»); 1 октября (память Покрова и «Слово от Лимониса»); 2 января («Чудо св. Селивестра» и «Сказание Христова пришествия к морю»).
Под 26 ноября находится заг. памяти, обычно помещаемой среди житий в полном Прологе: сщŤна быTђ црŤкы стŤго георгия яже ¬сть въ кы¬вэ на горэ кнŤземъ ярославомъ блŤговэрнымъ юже бэ създал §толэ утвьрдисѧ памѧUђ стŤго георгия. За ним без заг. следует «Слово о сорочинине крестившемся...». Это свидетельствует, на наш взгляд, о выписке текстов этой рукописи из полного пролога КрР. Вероятно, заголовок «Слова» отсутствовал в антиграфе Ув83, и текст «Слова» следовал за указанной памятью. Писец Ув83 не смог или не захотел отделить учительное «Слово» от житийного заголовка.
С л. 41 другой почерк, 38 строчек вместо 30.
Более поздней рукой расставлены ударения, «ъ» в сильной позиции переправлен на «о».


Ув96

ГИМ, собр. Уварова, № 96.
161 л. Чтения с 1 сентября по 12 февраля, но с очень большими лакунами (нет декабря и почти всего октября; всего утрачено около 100 дней).
В январе-феврале сильно перепутаны листы. Правильный порядок таков: л. 150–151 (11–13 января); 121 (13–14 января); 124–125 (14–15 января); далее утрачен, вероятно, один лист; 152–153 (16–17 января); 126–149 (22 января – 5 февраля); 154–161 (5–9 февраля, «Слово от патерика» не до конца); 122–123 (11 – начало 12 февраля).
Состав. 8 ноября есть «Слово о Иоанне огороднике»; 18 ноября – «Слово о видении св. Иоасафа».
Диалектные особенности. Список новгородско-псковский. Цоканье повсеместно, по несколько раз на листе: еврэиска законодавча, рожьши младенечь, черноризечь, нэко¬го хромча, хоцю, w процихъ, и wблици и, сконцавшисѧ, молцати, притца, чвэта червлена. Рефлекс *zdj чаще в виде -жд-, редко -жг-, ср.: л. 17а бездожги¬, дожгъ, но 17б дождь, 37б пригвожденъ, 57б пригвождена, 85а дождеви, одождити, дождь, дождь. Л. 34в: свѧшелче (об этом слове см. выше, в описании Тп160).


Ув325

ГИМ, собр. Уварова, № 325-1.
235 л. Чтения с 1 сентября по 29 февраля с тремя небольшими лакунами.
Состав. Среди «Слов» и поучений нет 5 января «Мины мниха» (как в Соф-2 и др.) и 1 февраля «Слова о милостыни св. Венедикта». 24 октября есть память блаж. «Елезвоя» (из ПрР), 8 ноября – «Слово о Иоане огороднике».
Диалектные особенности. Список новгородский или псковский. Примеры цоканья есть, но относительно немного: л. 9а челебныя дары; 14а § язвъ сконцава¬мъ; 15б стŤго очŤа нашего; 20б нэчии от воинъ; 22в и 25в чюDђтворча; 28г сконцасѧ; 34б старчю; 41б творча; 57в гyбy съ очтомъ; 75г сыроядьчемъ симъ; 113г сyжьдалци и улици розьцли (т.е розчьли ‘рассчитали’) на своя городы; 114а продаяхy сyздалча по двэ ногатэ; 165б да прочвьтеть. Рефлекс *zdj в основном в виде -жг-: 12в бездожги¬, дъжгь, дъжгь; 25в пригвожгенъ; 55–56 бездожгью бывъшю помолисѧ къ бŤy и одъжди; 63а пригвожгено; 81б пригвожгенi; 114г дожгь; 130в пригвожденэ; 132в и быTђ бездъжгь¬ помолисѧ и одъжди; 177г дъждь. Возможная мена э: л. 23а стоCђ мартэна папы римьскаго.


Ув326

ГИМ, собр. Уварова, № 326-1.
207 л. Тексты с 1 сентября по 26 февраля, а также один лист за 29 февраля. Лакуны около 20 дней. В качестве л. 104 вложен лист с текстами с конца 5 по конец 6 сентября.
Состав. В учительной части отсутствуют: 7 сентября «Слово от Лимониса о подвизе»; 14 сентября «Слово о двух старцах яже спасоста блудницю» (возможно, оно шло после поучения, где утрачены листы); 26 октября «Чудо Димитрия»; 27 ноября «Слово да не осужаем мнихов»; 19 декабря «Св. отцов Авраама, Исаака, Иакова»; 1 февраля «Слово о милостыне св. Венедикта». 23 января «Слово от патерика яко добро от вражды смиритися» повторено второй раз, оно есть также 22 декабря; 24 января повтор «Слова о смирении егоже боятся беси» (есть 18 ноября). 8 ноября есть «Слово о Иоане огороднике» (перед «Сказанием чюдеси архангела Михаила»); 18 ноября есть «Слово о видении св. Иоасафа».
Диалектные особенности. Цоканье повсеместно (несколько раз на страницу): 1в до конча, 21г с женою и с цады; 33г стŤая мамелфа... жрича; 61б чюDђтворJча стŤыя февроньи; 72б (память Софии в Киеве) § нацала; 72в наца вэра... плодитисѧ, нацаша, поциташе, поуцающесѧ, очŤь бо сего володимиръ, омѧци (аорист 3 ед.); 72г уцими ¬сме, поцитають, поцитая, уцити; 74а нарича¬маго, при концании, по обыцаю; 78б враць, но врачь; 88б мyжа рэциста; 93б притца... о временьнэмъ семь вэчэ; 119г зацина¬тсѧ; 139в влацими; 141в лютэ мнэ... мyцимэ, мyцiмы; 149б чэловати; 156б из дэчьска; 157а чвэти; 181а доцерми; 182в чрŤквъ, обыцая, члŤвцскаго; 184в цинъ; 186в приклюцитсѧ; 193а цTђрчѧ Феодора; 193б чэлбy; 206в омъраци ¬мy умъ. Рефлекс *zdj то в виде -жг-, то в виде -жд- (видимо, свойствен не всем писцам): л. 9а дождь; 19–20 пригвождьнъ; 40г бездожгию, одожги; 47б пригвождьно; 64б пригвождени; 74а дождеви; 74б одождити, дождь, дождь; 122г в бездожгь¬, одожги; 155в дожгь; 181в пригвожгена. Мена э: л. 186б костѧнтэна града; 206в в хэжи затворисѧ. Окончание мягкого варианта в ИП мн. о-склонения: л. 47в зане же мѧ сyть билэ. Разные почерки, с листа 198 цоканья и мены э/и меньше: л. 198б ицэли (ранее это слово всегда писалось как ицили, ср. л. 182а, 188г).


Сф1325

РНБ, Софийское собр., № 1325.
132 л. Содержит чтения с 5 сентября по 16 февраля. Лакуны около 90 дней. С тропарями к первому житию дня.
Состав. Среди «Слов» и поучений отсутствуют: 8 сентября «Слово о мурине сечце»; 18 ноября «Слово о видении Иоасафа»; 17 декабря «Слово о Даниле пророце како Вила бога вавилонска скруши»; 19 декабря «Св. отец Авраама, Исаака, Иакова» (Климента Охридского); 2 января «Сказание Христова пришествия к морю» (нет также в Соф-2 и др.); 5 января Мины мниха (нет также в Соф-2 и др.); 20 января «Слово от патерика»; 1 февраля «Слово о милостыне св. Венедикта». 24 октября есть память «Елезвоя» (из ПрР; = Л).
Диалектные особенности. Писец рукописи – новгородского происхождения (цоканье повсеместно). Мена э/и: л. 23а по рѧдy же бэвше всэхъ (вм. бивше); 36г пакы разбэсѧ корабль ¬го (вм. разбисѧ); 44а коркодэлъ. Рефлекс *zdj = -жг-: л. 33г пригвожгьни; 44в яко дожгьви снити; 44г повелэ облакомь одожгити. дожгь... дожгь; 72а и дожгy великy и стyденью належащю (с отвердением [жг]). Редукция заударного гласного (или бытовое письмо): л. 55 об. идy далець.


Р510

РГБ, собр. Рогожского кладбища, № 510.
233 л. пергамена и бумаги. Чтения с 1 сентября по 29 февраля с небольшими лакунами. Лл. 1–81 (1 сентября – 7 ноября) – КрР; 82–89 (конец 7 – 11 ноября) – разные почерки XVI в., причем тексты вписаны по ПрР; 90 (конец 11 – начало 12 ноября) – КрР; 91–146 (конец 12 – 30 ноября) – разные почерки XVI в., ПрР; 147–232 (2 декабря – 29 февраля) – КрР.
Состав. В учительной части 17 декабря нет «Сказания и похвалы трем отрокам»; 24 октября есть память блаж. «Елезвоя» (на тех листах, где читается КрР).
Диалектные особенности. Листы, относящиеся к XIV–XV вв. (1–81; 90; 147–232) написаны новгородцами. Примеры цоканья: л. 50а в темничю, стŤыя мчŤэ анастасиэ; 75в корцѧгy; 69б кyпечь; 80г держаше в рyцэ сво¬и клюца; 165в заблyжьшюю овчю... сирэчь члŤвць составъ, овча (ИП ж. р.); 179в нэцто таково. Рефлекс *zdj как -жг- и -жд-: л. 11б бездожги¬, дождь (2 р.); 48б бездожгию, одожьди; 150б бездожги¬, одожди; 227 бездождью, дождь. Мена э/и: л. 61б аньгиломъ; 165а ангила.


Тр33

РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 33.
Смешанная краткая/пространная редакция + особые тексты в октябре. Продолжение этой рукописи – Ак.
171 л. пергамена, л. 172 бумажный XVI в. Чтения на 1 сентября – 30 ноября. Лакун нет.
Писец (писцы) этой рукописи, вероятно, списывал статьи Пролога с нескольких антиграфов. В начале сентября (дни 1–15) большая часть синаксарных житий списана с ПрР (на это указывают стандартные разночтения редакций). В некоторых житиях значительных разночтений нет, и определить редакцию трудно. С уверенностью можно сказать, что из ПрР выписаны следующие жития: 4 сентября память Моисея (разночтение ПрР море проразив, в то же время есть глосса, отсутствующая в ПрР рекше крабьицю); 5 сентября память убиения Глеба; 6 сентября «Чудо архистратига Михаила иже в Хонех»; 7 сентября память Созонта (однако память Евпсихия в этот же день, вероятно, по КрР – ср. разночтение мечем уязвенъ); 8 сентября Рождество Богородицы; 9 сентября Иоакима и Анны (а память Севириана по КрР – воинствyя в чинy синаторь); 11 сентября Ии; 12 сентября Корнута; 13 сентября Макровия, Гордиана и др.; 14 сентября Воздвижение честного креста; 15 сентября Никиты (а памяти Филофея и Мартина папы римского, вероятно, по КрР).
Однако особых житий ПрР в эти дни нет (оставлены в большинстве случаев только их заголовки). Кроме того, если в ПрР были переносы памятей, то восстанавливается дата и текст КрР. Так, 2 сентября нет особой памяти с текстом 3618 мчч. «иже в Никомидии» (есть заг., соответствующий КрР), 4 сентября только заг. памяти Ромила, Евдоксия и др., а 6 сентября эта память с текстом (= КрР); 6 сентября только заг. памяти Кирила еп. Гортинского (в ПрР в этот день синаксарное житие, перенесенное с 14 июня); 11 сентября нет даже заг. жития Корнилия сотника; страсть мч. Феодора из Александрии 12 сентября, как и полагается в КрР (в ПрР она перенесена на 13-е); нет переноса памяти Порфирия с 15 на 17 сентября.
Начиная с 16 сентября, как кажется, все жития списаны с КрР (16 сентября мч. Севастианы; 17 сентября Веры, Надежды, Любови и Софии, в этот день есть жития Агафоклии рабыни и Лукии вдовицы и Гемилиана, которые отсутствуют в ПрР; 18 сентября Симеона еп. Иерусалимского; 20 сентября Евстафия Плакиды и т.д.). Список КрР, послуживший антиграфом Тр33, имел, вероятно, сокращенную житийную часть типа С. Так, 29 сентября в Тр33 нет памяти Дады, Говдела и Каздои (= С); 1 октября нет тех же памятей, что и в С; память Амфилохия не 19 октября, а 23 ноября (= С); 23 октября нет памяти семи эфесских отроков; 4 ноября апостолов от 70 Патрова и др.; 7 ноября Иерона и др.; 11 ноября память Феодора Студита на 1-м месте (не = Соф); 13 ноября нет памяти Милия еп. и др.; 20 ноября нет двух памятей – Дасия и др., а также Воифазата (Азата) скопца и др.; 23 ноября Сисиния; память Меркурия находится 25 ноября (= Соф; не перенесена на 26-е).
Несмотря на то что в начале сентября жития списаны из ПрР, в учительной части не всегда есть дополнительные тексты этой редакции. Так, 1 сентября нет «Чуда 2-го св. Симеона о другом попе», 3 сентября нет «Слова Василия о наказании», но 5 сентября есть «Слово Захарии пророка к немилостивым князьям»; 7 сентября отсутствует «Слово от Лимониса о подвиге» (КрР и ПрР); 9 сентября нет «Поучения св. Стефана» (только ПрР); 15 и 16 сентября есть поучения Иоанна Златоуста (только ПрР); 19 сентября нет «Слова Иоанна о гневе» (только ПрР); 26, 27, 29 сентября нет дополнительных текстов ПрР. Возможно, антиграф Тр33 имел слегка сокращенный состав поучений.
В сентябре в учительных текстах, совпадающих в обеих редакциях, разночтения соответствуют ПрР.
В октябре учительный раздел сильно изменен. Удалены извлечения из Жития Андрея Юродивого 2, 3, 4, 5, 12 и 16 октября. Вместо них в соответствующие дни вставлены: «Слово о Варваре разбоинике како приведе его Бог к покаянию и спасеся»; «Слово о временном сем житии»; «Слово Иоанна Златоуста зане без ума мятется всяк человек»; «Слово Иоанна Златоуста о суете жития сего маловременного»; «Слово от жития св. Мартемьяна [Мартина] Милостивого» (текст очень близок к тому, что есть в ПрР 13 февраля); «Слово о милостивом Серапионе». При этом поучения и «Слова», обычные в ПрР 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16 октября, в Тр33 отсутствуют. Зато без изменений остались статьи, принадлежащие только КрР, а именно: 6 октября «Слово о кузнеце» и 7 октября «Слово Афанасия яко несть лепо согрешившим отчаятися».
С 17 октября все тексты соответствуют обычной КрР с некоторыми добавлениями из ПрР. Так, 24 октября есть память блаж. «Елезвоя» из ПрР (встречается также в некоторых списках КрР); 26 октября есть «Чудо 2-е св. Димитрия о двух девицах». 8 ноября есть «Слово о Иоанне огороднике», 18 ноября – «Слово о видении св. Иоасафа». 26 ноября добавлено «Чудо св. Георгия о кресте и о болгарине».
Диалектные и орфографические особенности. Случаев цоканья не замечено – следовательно, это не новгородско-псковский список. Постоянные русифицированные написания типа олександрия, иванъ вм. иоанъ и т.п.; встречается страцинъ, страчицю. Возможная мена э/и: л. 100а въ-лахирнy; 104б добли (вм. нар. добле) убо хTђа исповэдавъши. Гиперкорректное сочетание -жд- по аналогии с приставочными глаголами типа изжечи: л. 24б тако бо бѧше бэсъ ¬го ждеглъ. «Г» фрикативное (?): л. 106в: ногъхты желэзными.


Пространная редакция

Ю ("Юрьевский")

РГАДА, собр. Синод. типографии, № 153. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
299 л. Чтения на 1 сентября – 29 февраля с небольшими лакунами, подробно описанными в каталоге [Каталог ЦГАДА 2, 245–247]. «Устав нескольких почерков».
Состав. Только в Ю под 21 ноября находятся два довольно обширных поучения на введение Богородицы в храм; одно с заг. «Слово Германа архиеп. Константинградского» (сь и паки други-и-зборникъ и свэтелъ праздниLђ мтŤре гTђнѧ се пришествие бесприрочныя невэсты), второе не имеет заголовка и начинается словами веселия убо всѧкъ бжTђтвены-и-зборникъ присно чтомъ собравшаясѧ насыщаеть § дхŤвныхъ скровищь. Оба поучения, действительно принадлежащие патриарху Герману, выписаны из четьей минеи (в частности, они имеются в Волок592, причем второе поучение с псевдоэпиграфом Еyфимиа инокааго). В других списках Пролога эти переводные гомилии отсутствуют. «Слово о св. Иоанне Богослове како словом изучи человека писати иконам» находится в Ю дважды: 26 сентября и 16 декабря; память преп. Иоанна «нареченого Варсануфья» (несинаксарная) также дважды: 4 декабря и 29 февраля.
Диалектные и орфографические особенности. Юрьевский пролог считается новгородским памятником, однако случаев цоканья найдено очень мало: л. 104г нэцэи насоциша; 166а чинъ чернець (притяж. прил.); 230а ученичи его мнози; 231в сестричиць, 275б аще тѧ цимъ преобидэ. Графическое смешение е/ь (особенно часто в прич. прош. вр. действ. м. р.): л. 46г оставьле; 75в помолесѧ; 122б и тамо его оств@ле §иде въ ераполии; 129а, 167а, 237г оставле; 129в и 148а пристyпле; 185а в конобъ врѧще; 251г преклоне колэнэ; 278в вринка же удивлесѧ. Мена э/и: л. 165б скорие (нар. сравн.). Рефлекс *tj = -ч-: л. 51в не въздержачесѧ ястJ (в источнике невъздрьжънэ ясти¢scštwj).


Тп161

РГАДА, собр. Синод. типографии, № 161. Цифровые фото опубликованы на сайте РГАДА.
339 л. Чтения на 1 сентября – 29 февраля с небольшими лакунами [Каталог ЦГАДА 2, 241–245].


Тп164

РГАДА, собр. Синод. типографии, № 164.
189 л. Чтения на 1 октября – 30 ноября (последнее в этот день «Слово о проявлении русской земли крещением» не до конца). «Устав нескольких почерков» [Каталог ЦГАДА 2, 227–229].
Состав. Среди Слов и поучений отсутствует несколько статей, имеющихся в Ю и др. сп.: 2 октября «Слово Иоанна Лествичника о блаж. Хоривите безмолвнике» (нет также в Пг, С247); 4 октября «Поучение Феодора Студийского» (= С247); 6 октября «Слово о некоем попе» (= Пг, С247); 7 октября «Поучение Андрея к Епифану о душах»; 13 и 14 октября два «Слова» Антиоха. «Слово Евагрия мниха о умилении души» 23 ноября (= Пг, С247), а не 29-го, как в Ю и Пл.
Тп164, наряду с С247, О.В. Лосева относит к особой подгруппе ПрР [Лосева, 88-102]. В частности, в этой подгруппе сохранилось правильное чтение, искаженное в других списках ПрР и КрР: л. 72г бэ прэпѧлъ лимень морѧ (С247 так же); ср. Ю бэ припѧлъ мэлинy морѧ; Л бэ припѧлъ глyбину морѧ; Сф1325 бэ приялъ мэлинy морѧ; Тр33 бэ привѧзалъ мэлинy морѧ.
Диалектные особенности. Примеров цоканья не найдено. Рефлекс *zdj в виде -жд-: л. 29б бездождию, одожди. Писец (писцы) в начале рукописи не очень опытный, часто допускает пропуски слогов, ошибки, бытовое письмо: л. 3г ис кэти (вм. клэти); 4а прошеши¬ прилающа (вм. прошени¬ прилагающа); 6в вэнчнають, токмно; 7б зобьзати (вм. лобзати); 11в паула прастаго; 12б о уродэствэ; 27 серта (вм. сестра); 27б поясы вонеския (вм. воиньскыя); 27в и 36г жерту (вм. жертву); 37а должонъ; 39в легоко; 59г садофо мчŤнкъ бѧше.


С244

ГИМ, Синодальное собр., № 244.
146 л. С 1 сентября по 30 ноября. Лакуна с конца 10 по начало 13 ноября. «С л. 116 начинается другой почерк», «на последнем листе запись мелким полууставом того же времени [повторяется дважды]: “Господи помози рабу своему Малашку”» [Протасьева, 53].
Заметно, что при создании этой рукописи использовался также список КрР: общий заголовок памятей 1 сентября, который в КрР вынесен в начало сентября, а в ПрР обычно отсутствует, – в С244 находится на 1-м месте 1-го сентября; для памятей, перенесенных в ПрР на другие даты, иногда имеются заголовки в даты, характерные для КрР (15 сентября мч. Порфирия, 16 сентября мч. Мелетинии).
17 сентября в памяти Веры, Любови, Надежды и матери их Софии сохранились грецизмы: стŤхъ "гŤ" двŤъ сестрениць. висти. алпидьэ. апиэ. рекше вэры. любве. надежи. и мтŤре ихъ софии.
Состав. Среди «Слов» и поучений отсутствуют: 1 сентября «Чудо Симеона о прозвутере» и «Слово от Лимониса о Аммоне дьяконе»; 3 сентября «Слово о гневе»; 29 сентября «Слово Иоанна Златоуста о исповедании грехов»; 10 октября «Слово от патерика о брани любодеяния»; 11 октября «Поучение о иконах»; 29 октября «Слово св. Василия о клеветании»; 20 ноября «Слово о изгнании Иоанна Златоуста»; 27 ноября «Слово да не осужают чернецов». «Слово о плачущемся по вся дни мнисе» находится не 18 сентября (как чаще бывает в ПрР), а 19-го (как в КрР; так же в Пг); «Слова о Иоанне Богослове како изучи человека писати иконы» 26 сентября нет (вероятно, находилось в антиграфе 16 декабря); «Слово Евагрия о умилении души и о страсти» 23 ноября (= Тп164, Пг, С247), а не 29 ноября, как в Ю и Пл.
Диалектные и орфографические особенности. Случаев цоканья не замечено. Рефлекс *zdj в виде -жд-: л. 11а бездожди¬; 11б дождь (3 р.); 26а пригвожденъ; 115б пригвождена. Окончание местоим. РП ед. -ово: 146б а двина ис товоже лэса и идеть на полyнощи¬. Ср. здесь же: ис тогоже лэса потечеть волга.


С247

ГИМ, Синодальное собр., № 247.
249 л. Чтения за 1 сентября – 29 февраля. Лакуны: 3 ноября («Слово Василия о послушании») – 8 ноября («Сказание чудеси архистратига Михаила»); 24 января («Слово о Иове и нищелюбии») – 8 февраля (память 18 тыс. никомидийских мчч.). В начале дня бывают тропари и служебные указания. «Л. 137–137 об. написаны другим почерком; л. 192 об.–196 об. иной почерк; л. 233 иной почерк» [Протасьева, 50].
Состав. 1 сентября отсутствует заг. памяти иконы Богородицы в Миасинах; 20 сентября нет страсти Михаила и Феодора; 29 февраля память Иоанна «нареченого Варсанофия» только заголовок (4 декабря с текстом).
Среди «Слов» и поучений пропущены: 2 октября «Слово Иоанна Лествичника о блаж. Хоривите»; 6 октября «Слово об объядении»; 16 октября «Слово о лицемерном чернеце»; 18 февраля «Слово о женах».
Переносы учительных текстов (по сравнению с Ю и Пл): «Слово от патерика о Агафоне» не 11 сентября, а 1 ноября, вместо него «Поучение Феодора Студита еже не отчаятися своими грехы» (обычно 4 октября); «Слово Иоанна Златоуста о исповедании грехов» не 29 сентября, а 30-го, вместо него «Слово о некоем попе иже крещая жен соблазнялся» (обычно 6 октября); «Слово о поставлении епископов и попов» не 10 октября, а 12 ноября; «Слово св. Григория о страшном дне судном» не 13 октября, а 14 ноября; «Слово о дающих в лихву рекше в резъ куны» не 15 октября, а 13 ноября; «Слово Антиоха о шептании и клеветании» не 18 октября, а 19-го; «Слово о милостыне» не 6 декабря, а 7-го; «Слово о некоем человеке» не 7 декабря, а 10-го. «Слово Евагрия мниха о умиленье души и о страхе» 23 ноября (= Тп164, Пг, С244), а не 29-го (= Ю, Пл, Пб314). 6 декабря есть «Чудо св. Николы о Василии» (= Ю); «Слово о св. Иоанне Богослове како изучи человека писати иконы» читается 16 декабря (26 сентября нет).
4 января в «Слове Иоанна Златоуста о приходе Христове к Иордану» нет в середине обычного текста о прении земли с морем (= ВМЧ). 29 февраля после заголовка памяти Иоанна «нареченого Варсануфия» указано слоBђ. пиTђ. напреди. декѧбрѧ въ "дŤ" дŤнь (ср. аналогичную запись в Пб314). 17 сентября в памяти Веры, Любови, Надежды и матери их Софии сохранились грецизмы (= С244). Случай цоканья: л. 32в боCђсловьча (смешано с притяж. прил.).


Пл ("Прилуцкий")

РНБ, собр. С.-Петербургской Духовной Академии, А.I. 264, т. 1.
303 л. Правильный порядок листов: 1–60, 85–92 (15–19 октября), 61–84, 93–94, 96, 95, 98, 97, 99 и далее.
Чтения на 1 сентября – 29 февраля. Лакуны: 27 сентября («Слово Евагрия еже не осужати ближнего») – 29 сентября (память мчч. Дады, Говдела, Каздои); 5 октября («Слово св. Андрея о гробнем тати») – 6 октября («Слово от жития св. Андрея и Епифания»); 10 октября (память мчч. Евлампия и Евлампии – «Слово» без начала о монахе и о том, как бес вошел в девицу); 26 ноября («Слово наказанье к владеющим») – 27 ноября («Св. отец пустынных 17 мних»); 21 декабря (поучение «Поставлен бысть патриархом Иоанн Златоуст») – 22 декабря (память мч. Феодотьи и чад ее).
Состав. По составу и порядку следования статей (а также текстологически) очень близок к Ю. Нет некоторых памятей в виде заголовков. Память Иоанна «нареченого Варсанофия» дважды, как в Ю (4 декабря и 29 февраля). Отсутствуют следующие статьи: 27 сентября «Слово Григория Богослова (черноризца) о наказании» (= Ю); 2 ноября «Слово о св. Серапионе како словом спасе блудницу»; 4 ноября «Слово от патерика о терпении и послушании»; 7 ноября «Слово о наказании всякому человеку»; 18 ноября «Слово о смирении егоже боятся бесы» (= Пг); 6 декабря оба Чуда св. Николая; 18 февраля «Слово о женах» (= Ю). «Слово о св. Иоанне Богослове како изучи человека писати иконы» 26 сентября, 16 декабря (в отличие от Ю) нет. 10 октября читается «Слово» (без начала), отсутствующее в других списках Пролога, его сюжет: бес вошел в девицу, ее отец попросил героя изгнать беса, после изгнания герой сошелся с девицей, затем убил ее, покаялся; случилось "бездождие". Диалектные и орфогрфические особенности. Языковые особенности, указывающие на новгородское происхождение памятника, отметил Д.И. Абрамович [Абрамович 1905, 283]: а) цоканье: л. 133в старчемъ; 134в срачины и 135б срацины; 238б рчемъ; б) смешение э/и/е: л. 21б мчŤнцэ людмелы; 90в блyднэцэ; 133в обэдэти; 164в срацэнъ; 238б зило; 284б повидите; см. также запись писца (л. 303 об.) бŤа дилѧ. Можно добавить к этому: л. 5а нэкомиди¶скаго, 14в вм. обэда – обида, зило часто вм. зэло (л. 16г), вид- почти всегда вм. вэд-.
Постоянное применение бытового письма, ь вм. е: л. 4г ражежьна, 5а, 8г гоньнию (всегда так пишет это слово, как и поклоньни2, см. л. 15в), 5г схраньни¬, 6а патрьархъ (часто или всегда это слово так), 7г вышьгородy, 9б можьши, 10в за избавлень2 нашь, 11б тожь, 11в на взискань2 нашь, 12в мэсто сь; о вм. ъ и наоборот: л. 5б сано (ИП), 6а идолъслyжителю, 6б извонy, 6в законъдавець (соедин. о почти всегда так), 9в языко (ВП), 11г подо нозэ, 13б памѧUђ стŤхъ "гŤ" жено, 38а сыро мѧсъ.
Недостаточная квалификация писца выражается также в постоянной вставке лишних букв, особенно и: л. 7б истиинyю, 12б во исти¶нy, 23б (два раза) во ¶истиинy, 24а скрыисѧ вм. скрысѧ, 29б крTђтьяньстэ и устро2ниикрTђтьяньстэмь устро2нь∙), постоянном написании когождо вм. кождо (ср. л. 17в), характерном пропуске слога в финали презенса: Ю слyча2ть ти - Пл слyча2-т-и (л. 20б), Ю §верзеть ти - Пл §верзе-т-и (22а), Пл бyде-т-и (29г).
Заударное яканье (?): (в 1-м чуде Симеона) дьяволъ обрадовашасѧ вм. обрадовашесѧ; л. 20а вм. Ю послyшаша - Пл -ше; 33а вм. она же (дв. ч. Иаков и Иоанн) оставлеша – Пл -ше. Описка или шоканье: л. 21б, житие Людмилы свэщаша, вм. свэщасѧ. Отвердение р: л. 25г укарають (вм. укарѧють), 38а вм. Ю потирь - Пл потырь. Озвончение: 33в тадбы, 17а подщавшасѧ, 26а подъщавъсѧ.


Пг ("Погодинский")

РНБ, собр. Погодина, № 59.
1 сентября списано с КрР (жития Симеона Столпника и др. = Синакс.), нет 2-го Чуда Симеона.
325 л. Чтения на 1 сентября – 29 февраля. Лакуны: 21 сентября списано с кр. ред. (жития Сим. Ст. и др. = Синакс.), нет 2-го Чуда св. Сим., учит. статьи расположены после житий февраля («Поучение на Сретение») – 4 февраля (память Папия, Диодора и Клавдия).
Состав. Несколько сокращен состав памятей; отсутствуют: 1 сентября заг. памяти иконы Богородицы в Миасинах; 16 сентября память Севастианы; 20 сентября страсть Михаила и Феодора; 4 октября две памяти – Павла Простого и Гаия, Фавста и др.; 9 октября Поплии служебницы; 11 октября память седьмого собора; 24 октября память блаж. «Елезвоя»; 4 ноября св. апостолов от 70 Патрова и др.; 20 ноября две памяти – Нирсы и Иосифа, Воифазата (Азата) скопца и др.; 25 ноября Екатерины; 26 ноября мч. Меркурия; 16 января Данакта чтеца; 19 января Евфрасии; 27 января Анании и Петра; 29 января Сарвила и Вивеи; 5 февраля Юлиана «иже в Тарсе»; 13 февраля Акилы и Прискиллы; 17 февраля две памяти – Авксивия и Флавиана; 18 февраля Власия (минейное житие); 24 февраля Ригина; 28 февраля Мараны и Корры. Память Иоанна «нареченого Варсанофья» дважды – 4 декабря и 29 февраля (= Ю и Пл).
Среди «Слов» и поучений пропущены следующие: 1 сентября «2-е чудо св. Симеона о другом попе»; 3 сентября «Слово о гневе»; 2 октября «Слово Иоанна Лествичника о блаж. Хоривите» (= Тп164, С247); 6 октября «Слово о некоем попе иже крещая жен соблазнялся» (= Тп164); 15 октября «Слово о дающих в лихву рекше в рез куны»; 18 октября «Слово Антиоха о шептании и клеветании»; 29 октября «Слово св. Василия о клеветании»; 18 ноября «Слово о смирении егоже боятся бесы»; 23 ноября «Поучение Варлаама к Асафу о крестьянском житии»; 24 ноября «Притча Варлаама о еретиках и идолослужителях»; 25 ноября «Слово о Пафнутии мнисе како спасе разбойника»; 31 января «Слово Антиоха о пострадании»; 6 февраля «Слово Иоанна Златоуста откуду подвизается свершеный христианин» (= Тп166); 7 февраля «Слово о черноризице»; 18 февраля «Слово св. Антиоха от чего знати отца духовного»; 25 февраля «Слова от Пандекта о звании Божии»; 29 февраля «Слово на подвиг чтущим и слышащим». Переносы статей: «Слово о плачущемся по вся дни мнихе» перенесено с 18 сентября на 19-е (как в КрР); «Слово Иоанна Златоуста о исповедании грехов» с 29 сентября на 30-е (= С247); «Слово яко подобает молитися за враги» с 26 января на 29-е (= Тп166).
«Слово о св. Иоанне Богослове како изучи человека писати иконы» читается только 16 декабря (26 сентября нет); «Слово Евагрия мниха о умиленьи души и о страсе» 23 ноября, а не 29-го (= Тп164, С247).
6 декабря есть «Чудо св. Николы о сарацине» (характерно для КрР, в ПрР обычно нет); 18 февраля есть «Слово о женах о добрых и о злых» (в Ю и С247 нет; есть в Тп166).
Орфографические и диалектные особенности. Частая редукция глагольного окончания -ши до -шь. Смешение приставок у- и въ-, свидетельствующее о билабиальном произношении в (?): 14б вцэломyдри вм. у-.


О10

ОГНБ № 1/10 (572).
Пролог за сентябрь-ноябрь. 220 л. Бумага, в 2 столбца.
Б.М. Ляпунов в прилагаемом автографе (9.07.1924) отметил новгородизмы -жг- вм. -жд- (л. 16б дожгь), э вм. и (л. 73в бэсэ придоша, ненавэстникъ), но отсутствие смешения ц и ч, присутствие некоторых южнорусских черт (104б были вм. били). Бытовое письмо (о вм. ъ, е вм. ь), южнославянское влияние (а вм. я).